Круглый стол по совершенствованию образовательных программ школы фармации

28 ноября в Школе фармации состоялось заседание Круглого стола «Совершенствование Образовательных программ «Фармация» и «Технология фармацевтического производства» в рамках интеграции образования, науки и практики на уровне бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры: образвательные траектории». Каталог элективных дисциплин (КЭД) 2026-2027 учебный год.

Главной целью мероприятия является обеспечение соответствия содержания образовательных программ современным требованиям и потребностям работодателей. Заседание Круглого стола направлено на ежегодный анализ потребностей рынка труда, актуализацию компетенций выпускников, а также выработку совместных решений для повышения качества подготовки специалистов, способных эффективно работать в условиях современной фармацевтической индустрии.

Обсуждались вопросы обновления образовательных программ «Фармация» и «Технология фармацевтического производства» в соответствии с профессиональными стандартами, требованиями фармацевтической отрасли, развитием цифровых технологий, искусственного интеллекта и направлениями лекарственного обеспечения.

Формат круглого стола включал обсуждение структуры и содержания образовательных программ, перспектив их развития, а также обновленного Каталога элективных дисциплин.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась декан Школы фармации, профессор Сакипова З.Б. С презентациями выступили: ассоциированный профессор Тлеубаева М.И. «Современные вызовы практического здравоохранения: рациональное лекарственное обеспечение в системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) и стационарной помощи в Республике Казахстан» и председатель Комитета образовательных программ Школы фармации Курманалиева Ш.М. «Представление работодателям Каталога элективных дисциплин (КЭД) на 2026-2027 учебный год по образовательным программам 6B10104 – «Фармация» и 6В070201 – «Технология фармацевтического производства» работодателям.

В результате работы круглого стола образовательные программы были актуализированы: внесены изменения и дополнения в соответствии с запросами работодателей и современными требованиями отрасли. Обновлённые ОП создают условия для участия Школы фармации в рейтингах НПП «Атамекен», международном «IAAR Eurasian University Ranking (IAAR EUR)» и QS World University Rankings. Последний оценивает вузы по шести индикаторам, отражающим качество исследований, преподавания, трудоустройства выпускников и уровень интернационализации.

Профессорско-преподавательский состав Школы фармации при разработке образовательных программ и КЭД ориентируется на ключевые направления развития высшего образования: повышение доступности, кадровое опережение, цифровизацию, интернационализацию и укрепление национальной системы обеспечения качества.

Искусственный интеллект трансформирует изучение лекарственных растений и природных соединений. Современные технологии открывают новые горизонты в идентификации и анализе фитопрепаратов.

Были добавлены новые дисциплины в КЭД :

  1. Анализ и стандартизация фитонутриентов
  2. Основы цифровой фитофармации
  3. Теоретические и практические аспекты фармацевтических несовместимостей
  4. Организация фармацевтического производства и квалификация инженерных систем в соответствии с требованиями GMP/GEP
  5. Лекарственное обеспечение в системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) и стационарной помощи в Республике Казахстан
  6. Система учета и отчетности в аптечных организациях Республики Казахстан
  7. Информационные технологии в физико-химическом анализа ЛС

По итогам обсуждений образовательные программы и Каталог элективных дисциплин были актуализированы с учётом запросов работодателей и современных требований отрасли.

В принятой Резолюции круглого стола участники совещания считают необходимым:

  1. Использовать международный опыт и современные подходы при разработке образовательных программ.
  2. Обеспечить прозрачность, достоверность и преемственность результатов обучения на всех уровнях.
  3. Ввести механизм регулярного обновления образовательных программ и интеграции профессиональной сертификации.
  4. Развивать электронные портфолио обучающихся с использованием цифровых технологий и ИИ.
  5. Формировать универсальные образовательные программы, соответствующие профессиональным стандартам и индивидуальным образовательным траекториям.
  6. Усилить подготовку в области лекарственного обеспечения и рационального использования лекарственных средств.
  7. Обеспечить соответствие элективных дисциплин тематике, объёму и уровню подготовки обучающихся.

Резолюция принята участниками круглого стола — более чем 30 представителями практического здравоохранения, регуляторных органов, производителей лекарственных средств и медицинских изделий, аптечных сетей, оптово-распределительных складов, испытательных лабораторий, профессорско-преподавательским составом Школы фармации КазНМУ.