Модульное обучение предполагает разработку образовательных программ по специальностям, направлениям подготовки и по отдельным дисциплинам в рамках Вуза или интегрированных программ с ВУЗами-партнерами.
Профессиональные программы разрабатываются на основе соответствующих государственных общеобязательных стандартов образования.
На фармацевтическом факультете реализуются образовательные программы по направлениям подготовки фармацевт-менеджер, фармацевт-технолог, фармацевт-аналитик, фармацевт-фармакогност.
Первый опыт был использован при разработке образовательной программы, основанной на компетентностном подходе по специальности «Фармация». Определены ключевые компетенции выпускника фармацевтического факультета КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова, согласно которым был проведен анализ на их наличие в учебных программах по всем дисциплинам. В результате были выявлены пробелы по некоторым дисциплинам, в связи с чем был расширен перечень тем самостоятельной работы студентов, предложены новые элективные дисциплины.
Методика оценки образовательных программ должна быть освоена как экспертами из числа ППС, так и независимыми экспертами из числа работодателей. при составлении данной образовательной программы. Так, были учтены мнения работодателей по включению в каталог элективных дисциплин таких дисциплин, как «Основы логистики», «Регистрация и перерегистрация лекарственных средств», «Организация деятельности медицинского и фармацевтического представителя» и некоторых других.
В связи с внедрением модульного обучения на фармацевтическом факультете начата работа по составлению образовательных программ по направлениям подготовки в соответствии с проектом нового ГОСО-2012 года по специальности «Фармация». Так, в настоящее время разработка образовательных программ ведется по 5 основным направлениям подготовки в рамках специальности «Фармация»: фармацевт-менеджер, фармацевт-технолог, фармацевт-аналитик, фармацевт-фармакогност, фармацевт-токсиколог. Образовательные программы представляют собой сквозные программы, включающие все обязательные и элективные дисциплины с 1 по 5 курс, выстроенные в логической последовательности, с соблюдением учебной преемственности путем рационального распределения пре- и постреквизитов, взаимно дополняющих друг друга. Профессиональные программы направлены на подготовку специалистов соответствующих направлений, последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся.
На протяжении последних лет развивается академическая мобильность студентов, магистрантов, докторантов на базах ВУЗов-партнеров, таких как Национальный фармацевтический университет (г.Харьков), Ташкентский фармацевтический институт, Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия и др.
В настоящее время разработаны интегрированные образовательные программы по исследовательской практике для магистрантов 2-го года обучения совместно с Национальным фармацевтическим университетом (г.Харьков), Ташкентским фармацевтическим институтом по направлениям подготовки фармацевт-менеджер, фармацевт-технолог, фармацевт-аналитик, фармацевт-фармакогност.
Структура данных образовательных программ представлена следующим образом:
- Основные положения;
- Цели и задачи программы;
- Содержание исследовательской практики;
- Требования к исследовательской практике и контроль ее прохождения;
- Pабочая программа исследовательской практики;
- Учебно-тематический план;
- Требования к оформлению отчета;
- Список литературных источников;
- Приложения.
Содержание исследовательской практики обусловлено темой магистерской диссертации, поэтому образовательные программы отличаются согласно направлениям подготовки и включают выполненные фрагменты работ на базах прохождения практики.
Начата работа по составлению интегрированных образовательных программ с визитинг-профессорами по отдельным дисциплинам и видам практики, где в качестве экспертов могут выступить преподаватели ВУЗов-партнеров. Составление образовательных программ предусмотрено по отдельным дисциплинам, например, по «Биотехнологии», «Технологии парфюмерно-косметологических препаратов», разработаны проекты образовательных программ совместно с Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академией и Ташкентским фармацевтическим институтом.
Структура интегрированных образовательных программ представлена следующими разделами:
- Основные положения;
- Нормативные документы;
- Характеристика программы;
- Цель и задачи;
- Компетенции выпускника;
- Методы преподавания;
- Учебно-тематический план;
- Список литературных источников;
- Приложения.
С учетом вышесказанного, составление и реализация образовательных программ будет способствовать повышению качества обучения, обмену опытом работы между преподавателями различных ВУЗов, совершенствованию учебно-методических материалов, развитию академической мобильности обучающихся и т.д.